?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у sell_off в Вне конкурса. Как расхищали РЖД (часть II)

Наследие Якунина

28f6395374eef024f56c019e0d1c5235.jpg

Владимир Якунин возглавил РЖД в 2005 году, придя в компанию за два года до этого на должность вице-президента по финансам. Опытный управленец в транспортной сфере железнодорожником стал еще до РЖД, проработав год замминистра путей сообщения.

В эру его правления компания с момента создания в 2003 году медленно наращивала чистую прибыль (с 8,8 млрд рублей в 2004 году до 10 млрд в 2005 и 2006-м). Потом ситуация вдруг изменилась, и к концу 2014 года небольшая, но стабильная  прибыль постепенно превратилась в 99,3 млрд убытка, а долг по кредитам и займам приблизился к 800 млрд рублей. Среди основных кредиторов РЖД − Сбербанк, Deutsche Bank и BTБ.

За 10 лет у руля национального железнодорожного оператора президент РЖД стал персонажем нарицательным – мало кому из российских высокопоставленных чиновников удавалось столь эффективно выбивать миллиардные субсидии из государства.

И выбивать в буквальном смысле – каждое свое требование глава РЖД подкреплял доходчивым видением ближайшего будущего компании, да и страны, если денег вдруг не дадут. Например, требование о выделении 100 млрд была проиллюстрировано перспективой повышения тарифов почти на 18%, а запрос 38,5 млрд рублей на социальные перевозки у Фонда национального благосостояния в 2012 году сопровождался угрозой уволить 3 тысячи сотрудников.

Требование дотаций у ФНБ для Якунина стало хорошей традицией. Разные суммы – от 15 миллиардов до 200 (и даже однажды 1,5 трлн) запрашивались из фонда по нескольку раз в год. При том, что с 2010 года компания вела последовательную политику распродажи непрофильных сперва, а потом и вполне себе нужных в хозяйстве активов. Вплоть до вагонов, которых в том же 2010-м было продано почти на 38 млрд рублей.

Хронически бедственное, казалось бы, положение федерального перевозчика, никак не отражалось на зарплате его руководителя. В 2014 году в месяц он получал от 4 до 5,5 миллионов рублей, что примерно в 9 раз больше чем зарплата президента РФ Владимира Путина в том же году, в 150−170 раз больше, чем у машиниста локомотива РЖД, и в 300−320 раз больше ежемесячного оклад монтера-путейца. Видимо, эта ощутимая разница Якунина все-таки смущала, поскольку в 2014 году РЖД отказалась публиковать данные о доходах главы компании и других топ-менеджеров.

Сын за отца

568465d6beba58346249af4d8dec6f36.jpgКак водится, с приходом Якунина в РЖД в 2005-м на ключевые посты в компанию пришли его ставленники. А кое-кто официально не пришел, но влиял на железнодорожную империю не меньше, чем управленцы, занимавшие в ней должности вице-президентов.

Однажды в 2007 году Якунин публично назвал старого друга − предпринимателя Андрея Крапивина «своим советником и опытным финансистом, хорошо разбиравшимся в банковском деле». Это даже несколько дезинформировало СМИ, которые пытались выяснить статус Крапивина в компании.

Но нет – хотя Якунин и рекомендовал Крапивина на пост главы «дочки» РЖД, Первой грузовой компании (ПГК),  предприниматель официального отношения к РЖД не имел.

Зато его вклад в грандиозный, многоуровневый «распил» РЖД был основополагающим. Андрей Крапивин создал разветвленную сеть преимущественно офшорных компаний, где между реальных подрядчиков было замаскировано большое число фиктивных фирм.

Старший Крапивин не был публичной персоной − в тендерах «РЖД» он предпочитал участвовать через технические компании, большинством российских активов владел через офшоры. Получив через близкое знакомство с Якуниным практически прямой доступ к деньгам РЖД, Крапивин вскоре привлек к участию в своей схеме «теневиков» Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича.

Как писало издание «Слон», специально под тендеры РЖД ими были созданы десятки, если не сотни компаний, получавших подряды РЖД и выводившие их в офшоры. Деньги отмывались, уходили на депозиты, либо обналичивались. Реальным субподрядчикам, выполнявшим работы, перепадали крупицы.

rzhd_scheme копия (1).png

Такой визуально представляет сеть офшорных компаний-подрядчиков РЖД издание Slon.ru

Маркелов, по данным источников, знакомых со схемой Крапивина, занимался в основном вопросами бизнеса. Ушерович,  хорошо знакомый с лидерами с «Солнцевской» и «Липецкой» ОПГ, напротив, занимался решением, связанных с противоправной деятельностью.

По данным Полит.ру, за короткое время тройка дельцов стала контролировать все ключевые дочерние компании РЖД, через которые проходили сотни миллиардов рублей подрядов (вагоностроительный «Трансмашхолдинг», перевозчик зерна «Русагротранс», международный грузоперевозчик Freigh One, проектное бюро «Ленгипротранс», ЧОП «Легион», «Инфотех» и другие.

Вскоре старший Крапивин и вовсе отошел на второй план и позже скончался в Швейцарии в 2015 году, уступив руководство инфраструктурой офшорных компаний, выкачивавших через миллиардные подряды РЖД бюджетные деньги, сыну Алексею.

БАМ наш!

TASS_7821426.jpg

В 2014 году коррупционная схема претерпела некоторые изменения, хотя действующие лица остались теми же. Младшим Крапивиным, Маркеловым, Ушеровичем и присоединившимся к ним бизнесменом Юрием Ободовским была создана ООО «Группа компаний 1520». Почти сразу же ее «дочка» выиграла конкурс на электрификацию Восточного полигона (БАМ и Транссиб), работы по которому оцениваются в 28 млрд рублей.

KMO_121703_00756_1_t218_193345.jpg

Юрий Ободовский

Примечательно, что в другом важном тендере на 44 млрд рублей победу одержал консорциум во главе с компанией «Бамстроймеханизация», сменившей владельца (ранее им был основатель компании Василий Тарасенко) прямо накануне тендера.

Проект реконструкции БАМа – одна из крупнейших строек РЖД, инициирована Владимиром Якуниным. Кроме 562 млрд рублей, которые выделяет на нее госбюджет, она включает в себя ряд дополнительных работ по модернизации инфраструктуры Восточного полигона, что в совокупности обойдется не менее чем в 1 триллион рублей. «Бамстроймеханизация» − главный подрядчик по проекту реконструкции БАМа.

Получается, что компанией, выигравшей право на реализацию проекта федерального масштаба, одобренного в 2013 году Владимиром Путиным, владеет никому неизвестная Sterema Limited, зарегистрированная на Кипре. Сама Sterema принадлежит компании Evling business Inc с Британских виргинских островов. Об ее конечном собственнике, само собой, тоже ничего не известно, но «Новая Газета» располагает документами, согласно которым деньги на покупку «Бамстроймеханизации» Evling получила от структур Алексея Крапивина.

По данным Forbes, подконтрольные Алексею Крапивину, Юрию Ободовскому, Валерию Маркелову и Борису Ушеровичу компании за 13 лет работы Владимира Якунина в РЖД получили подрядов от федерального перевозчика на 334 миллиарда рублей. Подсчет приблизительный и сумма далеко не окончательная. Точное число созданных в разное время группой предпринимателей фирм, которые «качали» и «качают» в настоящее время через РЖД государственные деньги, вряд ли назвали бы сейчас они сами.

Деятельность «теневого квартета» даже в том масштабе, о котором известно, не могла обойтись без серьезного «прикрытия» по линии следственных органов, ФСБ и МВД. В течение многих лет схема работала в плотном контакте со «своими» силовиками, которые «крышевали» расхитителей и на корню пресекали любые попытки правоохранительных органов привлечь их к ответу.

И одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности, группы Крапивина-Маркелова-Ушеровича, по данным источника «Преступной России», сыграл руководитель Управления «Т» ГУЭБиПК МВД России, полковник Дмитрий Захарченко.

Полковник РЖД

2016-09-29_011653.jpg

Дмитрий Захарченко

Задержанный 8 сентября 2016 года Захарченко поразил воображение всей страны суммами изъятых у него при обысках наличных средств (123 млн долларов и 2 млн евро были найдены в квартире его сестры, 13 млн рублей, 5 тысяч евро и 170 тысяч долларов в машине), которые породили массу версий их происхождения. Полковнику предъявили обвинения по трем статьям УК РФ за превышение должностных полномочий, получение взятки и воспрепятствование расследованию.

Почти сразу же стало известно, что Захарченко передавал информацию о предстоящих задержаниях и обысках фигурантам громких, и, на первый взгляд, не связанных между собой дел – финансовому директору обвиняемого в растрате 26 млрд рублей вкладчиков «Нота-Банка» Галине Марчуковой, генералу из СКР Денису Никандрову, подруге «вора в законе» «Шакро Молодого» Фатиме Мисиковой, из-за которой произошла перестрелка на Рочдельской улице, и главе «Вымпелкома» Михаилу Слободину. Последним двум, кстати, благодаря своевременному предупреждению удалось скрыться за границей.

Все вроде бы ясно и понятно. Однако, как выяснилось 27 сентября на заседании Мосгорсуда, факт передачи взятки Захарченко «неустановленным лицом» в декабре 2015 года следствием не доказан, да и показаний Марчуковой в деле врио главы Управления «Т» ГУЭБиПК тоже нет. Сам полковник категорически свою вину отрицает, как и причастность к найденным у него деньгам.

Между тем, на второй день после задержания Захарченко, источник «Преступной России» рассказал, что полковник был в разработке сотрудников Управления «М» ФСБ РФ довольно давно. Основания для задержания Захарченко имелись еще в конце 2015 года, однако шла проверка на причастность полковника к ряду других преступлений, что в итоге подтвердилось.

Оперативники располагали информацией, что Захарченко был напрямую причастен к массовым хищениям в РЖД через подряды компаний Маркелова-Ушеровича, прикрывая их от возможных неприятностей с законом.

E143ce31a94e036e7235c01e96d505d51db08267.jpgПозже стало известно, что одним из первых против полковника Захарченко показания дал осужденный за мошенничество банкир Петр Чувилин, по данным «Росбалта», имевший непосредственное отношение к махинациям в РЖД.

Чувилин, по его словам, в течение 9 лет платил полковнику «зарплату» за «крышевание» десятков преступных схем, среди которых большая часть была связана с деньгами РЖД. В частности, называлась сумма в 150 тысяч евро в месяц.

Бывший коллега Захарченко по 5-му оперативно-разыскному бюро (ОРБ), курировавшему крупные стройки, подтвердил «Новой Газете», что именно в те годы он стал работать с монополистами строительных подрядов РЖД.

Согласно информации «Росбалта», Захарченко и обучивший его всем «серым» схемам другой влиятельный «решальщик» из МВД, полковник Забеднов, прикрывали сотни компаний и банков, пропускавших через себя средства РЖД, которые источник оценил в «десятки и сотни миллиардов рублей».

После скоропостижной смерти Забеднова в 2012 году Дмитрий Захарченко стал получать серьезный процент от этих денежных потоков, рассказывал один из сослуживцев полковника. По данным источника «Новой Газеты», наиболее тесно Захарченко общался с Маркеловым, который очень ценил полковника за эффективность и не жалел денег на поощрение его рвения. Точно известно и о личном знакомстве полковника с Андреем Крапивиным.

Примечательно, что как только в прессе появилась информация о возможных связях арестованного Захарченко с монополистами строительных подрядов РЖД, бывший глава компании Владимир Якунин внезапно уехал за границу. По словам его представителей, давать лекции в качестве главы общественного фонда «Диалог цивилизаций», который теперь возглавляет. При попытке журналистов связаться с ним для комментария обычно словоохотливый Якунин ушел от ответа.

«Я нахожусь за рубежом с друзьями, привык отвечать на любые звонки, но коммуницировать сейчас не могу», — пояснил он.

Новая метла

Большинство фактов о монополизации подрядов РЖД, коррупции, кумовстве и хищениях относятся к эпохе Владимира Якунина. По итогам его десятилетней работы на посту главы РЖД железнодорожной инфраструктуре страны еще долго предстоит бороться с долгами. Да и достраивать железнодорожные пути по стране, которые, как выяснилось, не везде есть. Например, у шести субъектов Российской Федерации (Республики Алтай и Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край) до сих пор нет железнодорожного сообщения, а еще в десяти субъектах оно недостаточно развито.

1a5fbac818707f09fca5f588e004bf2c.JPG

Олег Белозеров

Преемник Якунина на посту главы РЖД, бывший замминистра транспорта Олег Белозеров начал вполне оптимистично. 100-миллиардный убыток РЖД по итогам 2015 года сменился чистой прибылью в размере 8,2 миллиардов рублей, при этом миллионный штат еще два года назад сотрудников сократился почти на 200 тысяч человек. На фоне этих цифр заявление Белозерова о том, что в ближайшие 2 года государственная помощь РЖД не понадобится, выглядело вполне убедительным. Неужели все чудесным образом изменится, исчезнет коррупция, компания станет приносить высокую и стабильную прибыль, а в российских поездах путешествовать станет не менее комфортно, чем в Европе?

Сила традиций

При ближайшем рассмотрении поводов для оптимизма становится заметно меньше. Денег не просят – да, но их уже дали. В феврале 2015-го Дмитрий Медведев увеличил уставный капитал РЖД на 47,38 млрд рублей для реализации инвестиционных проектов. Прибыль прибылью, но, согласно свежему прогнозу самой же РЖД, 2017 год может обернуться для компании убытком в 142 млрд рублей.  Зато зарплаты топ-менеджерам РЖД в преддверии будущих успехов уже повысили и ощутимо. Сам Олег Белозеров в 2015 году заработал 86 миллионов рублей, а в целом руководство компании за этот год стало получать больше на 14,5%, что составляет 1,6 млрд в месяц.

Да и с коррупцией все не так безоблачно, как хотелось бы.

754399263817647 (1).jpg

Андрей и Владимир Якунины

Хотя команду топ-менеджеров Якунина в большинстве своем отправили в отставку вслед за лидером, по данным «Радио Свободы», многие главы филиалов РЖД сохранили свои посты и продолжают действовать в тесной связке с представителями прокуратуры и транспортной полиции, покрывающими массовые хищения. По старой памяти, интересы Якунина в его бывшем ведомстве ущемлять тоже вряд ли будут. Например, продажей электронных билетов РЖД занимается компания старшего сына Якунина – Андрея, структуры которого СКР с июня проверяет на предмет аффилированности с бывшим местом работы отца.

На фронте монополистов подрядов РЖД также все без особых перемен. Вернее, действующие лица скорее всего сменятся – после серии публикаций в СМИ команде Крапивина будет сложно сохранить свои позиции и по умолчанию продолжать отрезать от пирога РЖД самые жирные куски. Но свято место пусто не бывает, а то, что новый глава госкомпании Белозеров – давний друг Аркадия и Бориса Ротенбергов, – факт известный.

955969c6a3 (1).jpg

Аркадий и Борис Ротенберги

Их дружба началась еще в середине прошлого десятилетия, когда нынешний глава РЖД руководил Федеральным дорожным агентством «Росавтодор», а Ротенберги, по странному совпадению, активно участвовали в проектах по строительству федеральных трасс М-4 «Дон», М-11 «Нарва», «Москва−Санкт-Петербург» и М9 «Балтия». Отданный Крапивину-Маркелову-Ушеровичу проект по реконструкции БАМа братьям тоже давно по душе. Сегодня возможность получить на его реализацию миллиардные подряды стала реальнее, чем когда-либо.



http://crimerussia.ru/corruption/vne-konkursa-kak-raskhishchali-rzhd/